Доступная или, как еще ее часто называют, безбарьерная среда в широком смысле – это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей, формирование одинаково доступной среды для всех маломобильных граждан в приоритетных сферах их жизнедеятельности (здравоохранение, транспорт, информация, связь, образование, социальная защита, спорт, культура, жилой фонд и др.).
25 сентября 2015 года была ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов и в соответствии со ст.15 Конституции РФ стала частью российского законодательства.
С целью приведения регионального законодательства в соответствие с Конвенцией о правах инвалидов и Федеральным законом № 419-ФЗ Правительством Мурманской области в последнее время были внесены изменения в законодательные акты Мурманской области, регулирующие права инвалидов в сферах избирательного права, физической культуры и спорта, транспорта, образования и других. Постановлением Правительства Мурманской области от 06.05.2016 № 208-ПП утверждена комплексная программа "Доступная среда в Мурманской области" на 2016-2018 годы.
На базе нашей школы создан консультационный пункт по педагогическому сопровождению участников образовательного процесса с целью обеспечения совместного обучения детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками.
Педагоги прошли курсовую подготовку по обучению детей с ОВЗ:
- Басова Юлия Юрьевна – "Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет-технологий" (Московский институт открытого образования).
- Каденкова Анжелика Владимировна – "Нейропсихологическая и педагогическая коррекция познавательны, эмоциональных и поведенческих нарушений у детей в образовательном процессе" (ФГБОУ ВО "МАГУ").
В школе созданы необходимые условия для организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть адаптивная среда, позволяющая обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию.
Созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом учреждении (включая пандусы, специализированное учебное, медицинское оборудование).
Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляются по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. Продумана система заданий и помощи для успешного освоения программы.
В МБОУ "Мурмашинская СОШ № 1" обеспечивается участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Ведёт плодотворное сотрудничество с другими учреждениями (МОУ ДОД Детско-юношеский центр, музыкальная школа, школа искусств), создавая единое образовательное пространство. Благодаря этому все дети с ОВЗ, в соответствии со своими возможностями, включены во внеурочную деятельность, как в школе, так и в других организациях г.п. Мурмаши: активно участвуют в соревнованиях, конкурсах. Для каждого создана своя траектория развития в силу возможностей и запросов как родителей (законных представителей), так и самих детей.
В школе организовано комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении:
- осуществляется психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
- определяется возможность интеграции (инклюзии) конкретного ребенка, условий и форм интеграции, инклюзии;
- проводится предварительная работа с обучающимися, воспитанниками, родителями (законными представителями), педагогами образовательного учреждения направленная на подготовку к организации интегрированного (инклюзивного) образования.
- организована работа Школы для родителей детей с ОВЗ, обеспечивающая их консультативной поддержкой;
- разрабатываются совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты (на 1-2 месяца);
- отслеживается эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ПМПК.
- организуется систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях интеграции (инклюзии);
- осуществляется анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса.
Таким образом, мероприятия в рамках программы "Доступная среда" в школе направлены создание специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении, реализацию прав детей с ОВЗ, что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.